Признание актов недействительными

Особенности рассмотрения дел о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов

Понятие ненормативных правовых актов

В соответствии со ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

К числу дел по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, относятся следующие:

— о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

— об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

— о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

— о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;

— о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.

Последняя из перечисленных категорий споров относится к наиболее распространенным.

Российское законодательство не содержит определения правовых актов вообще и нормативных и ненормативных актов в частности.

Нормативные правовые акты характеризуются следующими чертами:

— содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия;

— содержат общие предписания в виде норм права;

— рассчитаны на многократное применение;

— адресованы неопределенному кругу лиц;

охватывают широкий круг общественных отношений и действуют независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным нормативным актом.

Акты, не имеющие нормативного характера, или индивидуальные акты, также имеют особенности:

— содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия;

— не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;

— обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу;

— рассчитаны на строго определенный вид общественных отношений;

действие ненормативного акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений.

Акты, не имеющие нормативного характера, могут быть приняты:

— государственными органами (например, Советом Федерации РФ, Государственной Думой РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, представительными органами власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

— органами местного самоуправления и местной администрацией;

— министерствами, ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, например, налоговыми, таможенными, антимонопольными органами, Банком России, органами валютного и экспортного контроля;

— предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями независимо от их подчиненности;

— общественными, политическими организациями и движениями;

должностными лицами;

— иными органами (например, органами управления юридических лиц, административными комиссиями идр.).

Перечень перечисленных органов является примерным. Определить все органы, правомочные принимать ненормативные акты, особенно на уровне субъектов Российской Федерации, не представляется возможным по причине их огромного разнообразия.

Ненормативный правовой акт может приниматься указанными органами в форме указа, постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания и др.

Форма ненормативного акта определяется, как правило, в нормативном правовом акте, регулирующем конкретное правоотношение.

Не могут быть предметом рассмотрения арбитражного суда акты проверок, ревизий, резолюции, указания и т. п.

Следует обратить внимание на то, что в арбитражном суде предметом рассмотрения являются только те правовые акты, которые имеют ненормативный характер, не соответствуют законам и иным нормативным актам и нарушают права и законные интересы организаций и граждан, причем для обращения в арбитражный суд необходимо наличие одновременно всех перечисленных условий.

Наверх

— Последние новости

Изменен порядок постановки иностранцев на миграционный учет

ФМС России уведомила об изменении порядка постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет по месту пребывания.
14 января 2011г.

Отсутствие договора аренды не освобождает от внесения платы за землю

ФАС признал, что покупатель объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности приобрел право пользования земельным участком.
14 января 2011г.

Недостоверность представленных сведений не влечет недействительность госрегистрации

ФАС подтвердил, что отсутствие общества после регистрации по адресу, указанному в момент регистрации, не является основанием для признания недействительным решения о государственной регистрации внесения изменений в сведения о данном юридическом лице.
14 января 2011г.

Перечень оснований возникновения права на пенсию за выслугу лет будет дополнен

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, дополняющий перечень оснований возникновения права на пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
14 января 2011г.

ФМС разъясняет порядок прохождения дактилоскопической регистрации

Представители ФМС России заявили о необходимости активизации работы в части добровольной государственной дактилоскопической регистрации, прежде всего, для граждан РФ.
14 января 2011г.